- ПОДТЕКСТ
ПОДТЕ́КСТ, подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста. П. зависит от общего контекста высказывания, от цели и экспрессии высказывания, от особенностей речевой ситуации. П. возникает в разговорной речи как средство умолчания, «задней мысли», иронии. В этом случае «прямые лексические значения слов перестают формировать и определять внутреннее содержание речи» (Виноградов В. В., в журнале «ВЯ», 1955, № 1, с. 79).
На этом эффекте основан П. в драматургии и театре: действующие лица «чувствуют и думают не то, что говорят» (К. С. Станиславский). Именно в практике театра был первоначально осмыслен подтекст М. Метерлинком (под названием «второй диалог» в книге «Сокровище смиренных», 1896) и в постановках МХТ пьес А. П. Чехова. В системе Станиславского П. приобрел значение психологического, эмоционально-волевого начала сценической речи.
В плане структурно-композиционном П. часто создается посредством «рассредоточенного, дистанцированного повтора, все звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего и рождается их новый, более глубокий смысл» (Т. Сильман; см.: «ВЛ», 1969, № 1, с. 94). Метод создания П. может основываться на технике лейтмотива, например в романах Т. Манна, который называл П. «углублением лейтмотива», «символическим намеком повторного слова-формулы». П. встречается в классической литературе («Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте; у писателей, широко практикующих эзопов язык). Особенно часто применяется в литературе конца XIXXX вв.: поэзия символизма (средство создания индивидуальных поэтических мифов) и постсимволизма («воображаемая филология» В. Хлебникова), произведения Э. М. Ремарка, Ф. Кафки и особенно Э. Хемингуэя, который сделал П., по существу, основным принципом художественного освоения действительности (принцип айсберга).
Подобно другим стилистическим явлениям, П. по своим формам и функциям очень разнообразен. В современных работах термином «П.» обозначают также «литературный фон» произведения, который улавливается читателем по рассеянным в тексте намекам и реминисценциям, обычно скрытым и часто бессознательным (напр., «Река времен » Г. Р. Державина для «Грифельной оды» О. Э. Мандельштама).
В. А. Сапогов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.